Музей при Богашевском экспериментальном заводе художественной керамики

  • Рейтинг:
    10
  • Контакты:
    (3822) 931149
    г. Томская область, с. Богашево, ул. Мира, д.71
  • Сайт музея:
    нет сайта
  • Отзывы:
    Rate now:  
    0

Богашевский экспериментальный завод художественной керамики (БЭЗХК) был организован на базе плиточного цеха Томского завода стройматериалов на основании приказа Томского облисполкома за № 287 от 24.09.1969 г. с целью организации нового промышленного производства майоликовых изделий художественной керамики. Его создание было обусловлено необходимостью насыщения рынка товарами народного потребления, так как в этот период ощущался дефицит в фарфорово-фаянсовой посуде, сувенирах и предметах домашнего обихода из керамики. БЭЗХК на тот период было единственным предприятием, представлявшим гончарный промысел в Томской области. Основу его производства составили залежи белой глины Вороновского месторождения в окрестностях г. Томска, проходящие через Томскую и Кемеровскую области. Со дня основания завода существовал вначале шкаф с образцами, ответственным лицом за сохранность образцов был контролер ОТК.

В начале 1970 г. на заводе выделили специальное помещение, в последующем названное музеем завода, ответственным за сохранность был главный художник завода. В разные годы ими были: В. Цивин, И. Лебедев, Н. Гамырина, Л. Лобанова и др. Последний, у кого был ключ от музея, директор завода Ли. В музее были представлены утвержденные образцы выпускаемой продукции. Самые первые изделия были выполнены по образцам самодеятельных авторов и носили в основном характер малороссийской керамики. Изделия изготавливали гончарным методом, обжигали и расписывали масляной краской. Вскоре на завод по распределению стали прибывать выпускники специальных художественных учебных заведений, которым поставили задачу создания ассортимента дешевой серийной продукции для населения с «сибирской» тематикой. Так на заводе сформировали творческую лабораторию, состоящую из выпускников Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, Абрамцевского художественно-промышленного училища, Иркутского училища искусств и др. Специфика вороновской глины определила основное направление поисков художников – освоение белого черепка. Постепенно у богашевских художников-керамистов сложились свой стиль и традиции росписи растительного и геометрического орнамента. В растительном орнаменте росписи преобладает сибирская тема – кедровые шишки, хвоя, разнообразные травы, ягоды, композиции с птицами на ветках. В росписи блюд, панно преобладает геометрический орнамент, динамичный, построенный по законам симметрии, но уравновешенный и полностью сочетающийся с формой. В декоре, выполненном ангобами, чувствовалось влияние урало-сибирской росписи. Первые образцы, выполненные творческой лабораторией, хранимые в музее, изготавливались полностью ручным способом: форма – на гончарном круге и методом нанесения декора. Художниками был разработан новый метод декорирования: по глухому двухили трехслойному покрытию ангобом (жидкая консистенция глины) методом процарапывания наносится тонкий, графический рисунок. В ручной росписи керамических изделий преобладали широкий тональный мазок и тонкая линия в сочетании коричневого, черного, зеленого и синего цветов на белом фоне. Для подчеркивания белого фона черепка использовалась подглазурная роспись с применением растворов солей металлов, но из-за высокой температуры обжига цветовая палитра была ограничена. Поэтому колористическое решение росписи было выдержано в сдержанной гамме. По территории завода регулярно, иногда по несколько раз в день, проводились обзорные экскурсии. Основной состав слушателей – это отдыхающие из близлежащего Дома отдыха, из городских и поселковых школ, иностранные гости. Они проводились либо контролерами из ОТК, либо в особых случаях – художниками лаборатории. В программе экскурсий показывали весь производственный процесс создания изделий: от замеса глины, формовки, обжига и нанесения декора до окончательного обжига глазурованных изделий. Завершалась экскурсия в заводском музее, где на кубах, на полках в шкафах находилась постоянная экспозиция. Ассортимент состоял из утилитарно-бытовых, декоративных, сувенирных изделий, в их числе наборы для различных напитков, вина, чая, кофе, соков, молока, пельменные, блинные, окрошечные наборы, горшочки под жаркое, миски, бокалы, декоративные кашпо, вазы для цветов, наборы для специй, настенные блюда, блюда для тортов и пирогов, мелкая сувенирная пластика и т.д.

В музее хранился весь ассортимент завода, что было очень удобно, так как продукция завода часто демонстрировалась на авторских, городских, областных, всероссийских и международных выставках. Часть предметов в музее представляла так называемый подарочный фонд, что часто вызывало, особенно у художников, негативное отношение, так как это были авторские работы. По этой причине никакой книги учета в музее не велось, все сведения фиксировались на аннотации (на образцах-эталонах был прикреплен небольшой лист плотной бумаги, где были сведения об авторе, название предмета, год создания, техника, материал). Авторские образцы художник помнил и всю информацию представлял на память.

  1. Схема проезда:
  2. Режим работы музея: Система предварительной договоренности
  3. Входная плата: неизвестно
  4. Профиль музея: Художественный, Музеи предприятий,
  5. Дата основания музея: 1970
  6. Число экспонатов и площадь музея: нет информации
Фото экспозиции музея
Музей на карте
Добавить отзыв о музее

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить